ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО или Нюансы взаимоотношений журналистов и милиционеров

Исторически так сложилось, что отношения редакции газеты “XXI век” и правоохранительных органов складываются не гладко. В данном контексте имеются в виду отношения официальные, а что касается неофициальных – тут все в полном порядке. Много было в “официальных” и конфликтов, и разборок, даже судебных. В то же время, каждый из нас понимает, что “козлизм” - это явление внепрофессиональное, козлов хватает в любых профессиях.
Прошли те времена, когда через средства массовой информации передавались благодарности, ну, например, тем же сотрудникам милиции, за быстро выполненную работу или что-либо в этом духе. В основном к нам приходят жаловаться. И жалобы свои, как правило, подтверждают достаточно вескими документами и аргументами. Загнанные в угол чьим-то непрофессионализмом или тем же “козлизмом” люди пытаются найти выход из ситуации путем огласки позорных фактов. Но опять же, много раз говорилось, что существует в редакции такое правило – есть за что похвалить – хвалим, есть за что ругать – ругаем. Недавно к нам поступила информация о том, что в марте этого года при задержании опасного преступника начальник уголовного розыска пгт. Белокуракино получил 16 ножевых ранений. Недавно вышел на работу. Созвонились. Напросилась на интервью. Даже долгая и утомительная дорога была не в силах убить позитивный настрой: ехала писать статью о герое. Три часа в дороге – воспетые Чеховым пейзажи уже привычны. Путешествуем в пыльном, душном, вонючем автобусе и спустя три часа мы – ур-р-ра! – в Белокуракино. Райотдел нашла легко. Захожу. Герой говорит: мол, подождите, сейчас схожу к начальнику – уточню. Через 2 минуты возвращается: извините, разговора не получится. Интервью с героем не получилось. Жаль!
Зато получился разговор о взаимоотношениях прессы (и, конкретно, “XXI века”) и правоохранительных органов, о том, кто какие газеты читает и почему интервью не организовано Центром общественных связей областного управления МВД в Луганской области, как это и положено. Как оказалось, представители правоохранительных органов “XXI век” читают регулярно, но с нашей позицией во многом не согласны. Уверены, что зачастую журналисты преувеличивают или даже придумывают проблему. Что же касается должной организации поездки, то хочется привести одну историю из практики такого сотрудничества.
Однажды редакции стало известно о том, что в Кременной задержан маньяк, на котором «висит» несколько трупов девочек-подростков, и якобы несколько эпизодов уже доказаны. Мы, как и положено, обратились в ЦОС, нам обещали проверить информацию и организовать выезд. Просили позвонить через пару дней. Мы перезвонили. Сказали, что пока что поездка переносится. Потом – снова переносится. И так несколько раз. И мы просто перестали звонить. Причем, если бы было сказано, что следствие не завершено – это понятно, нельзя разглашать факты и тем более комментировать произошедшее. Но ничего об этом сказано не было. Ни слова. Просто “переносится”. И точка.
Известно, что часто на наших страницах появляются нелестные материалы о работе сотрудников правоохранительных органов. Но если факты злоупотреблений и нарушений имеют место – это далеко не причина игнорировать возможность написания статьи “неругательной”. Обида? Возможно. Детсадовские рассуждения типа “отдавай мои бумажки и не писай в мой горшок – ты мне больше не дружок”? Не факт. И, как известно, – односторонние усилия наладить отношения результата не дают. Тут нужно желание обоюдное.
В понедельник, когда материал был уже практически готов, в редакцию поступила информация о том, что в Белокуракино был задержан учитель средней школы, “страдающий” нездоровым сексуальным влечением к детям, проще говоря – педофил. Но буквально на следующий день после этого задержания он был отпущен, и, согласно поступившей информации, причиной этому послужил звонок народного депутата, который серьезно озабочен то ли судьбой учителя, то ли репутацией района… И опять же, согласно поступившей информации, на данный момент оказывается серьезное давление на родителей детей, пострадавших от извращенца.
Как можно об этом писать? В очередной раз напоминать о бездеятельности, коррупции, политике? И вновь столкнуться лбами? Это - несправедливо. Мы говорим об исполнителях. О тех, кто, по сути, глобальных вопросов не решает, а просто хочет семью кормить. Если побеседовать с родителями пострадавших детей, то им политика – по барабану. Они наверняка хотят, чтобы преступник был наказан, хотят защитить себя и своих детей.
В этом контексте вспоминается, что не раз в неформальном общении с работниками правоохранительных органов вспоминались публикации газеты “XXI век” о ситуации в Новопсковском районе. Тогда, напомним, работники милиции попали “между молотом и наковальней”. С одной стороны - всем известно, что, официально подчиняющиеся только профильному министерству, управления внутренних дел неофициально вынуждены выполнять и заказы местного начальства на определенные действия. С другой стороны, когда такие схемы раскрываются, “козлами отпущения” получаются именно работники органов. И получается, что общественное мнение и власть становятся “молотом и наковальней”: пренебрегать ни тем, ни тем нельзя, но и принимать решение нужно быстро, причем в ситуации сложно найти компромисс. Но, как гласит Кама Сутра, безвыходных положений не бывает, и компромисс возможен. Но совесть, как ни странно, на него не соглашается. Если она, конечно, сторона заинтересованная.
Нечасто “XXI век” решает написать хорошую статью о милиции. Мягко говоря “нечасто”. Когда информация об офицере, получившем тяжкие ранения, попала к редактору, без колебаний и вопросов было решено статью писать. Статью большую, статью о Герое, который пострадал при исполнении. “XXI век” ехал в Белокуракино не ругаться, а общаться. Но, тем не менее, - палки в колеса.
То ли насторожило милиционеров название газеты, то ли другие аспекты работы, но, тем не менее, беседа не состоялась. Если это – субординация, – то зачем голову морочить? Отказать сразу или направить в ЦОС было бы проще – и нам, и вам. Мы прекрасно понимаем, что никто никому ничем не обязан. Но работа работой, обиды – обидами. Ведь так?
У сотрудников правоохранительных органов, как и у представителей других профессий, проблем хоть отбавляй. Это аспект совершенно непрофессиональный, а чисто человеческий. И зачастую, столкнувшись лбами в конкретной жизненной ситуации, мы оказываемся сторонами противными. Когда появляется материал о бездеятельности следователя или о коррупции, мы говорим о конкретной проблеме, потому что ее оглаской мы можем помочь конкретному человеку. Но в то же время, все мы люди, и всем нам приходится делать выбор. У каждого из нас есть свои руководители, и, думается, весьма сложно найти человека, который был бы доволен своим начальником.
Но мы готовы и сотрудничать. Да: есть проблема. Давайте будем решать ее. Именно тем и отличается человек от животного, что он способен сделать выбор осознанный, а не продиктованный инстинктами. Этот выбор мы делаем каждый день: то ли мириться с тем, что нас окружает, то ли не мириться.
Это проблема не только одного взятого района или поселка городского типа, это проблема всего общества. И решить ее “драчкой” или даже “войнушкой” журналистов и милиционеров отдельно взятой области просто нереально. Мы стараемся привести ситуацию в такое состояние, чтобы умалчивать о ней на официальном уровне было невозможно, и появилась необходимость ее решать. По нашему мнению, эта необходимость уже назрела.

Марина ДАРНИЦКАЯ

Комментарий редакции. Проблема взаимоотношений между ЦОС и журналистами возникла практически сразу после создания промежуточного звена – ЦОС. Сначала журналистов появление ЦОСов обрадовало: не нужно доставать милицейское начальство разных рангов в поисках информации, появился посредник, и теперь будет проще. Но со временем оказалось, что далеко не каждый ЦОС в самом деле помощник журналисту, и отношения между ними напрямую зависят от личности начальника ЦОС. И на сегодня есть как яркие примеры плодотворного сотрудничества, так и примеры негативные. В последнем случае имеется в виду областной ЦОС. По опыту знаю, что обращаться туда – бесполезное занятие. В лучшем случае ответят: мы сами все выясним и с вами свяжемся. Я случаев обратной связи не припомню. Конечно, можно понять и начальников райотделов: четкая иерархия, по принадлежности – есть соответствующая служба, пусть занимаются. Прямо скажу – нас эти занятия удовлетворяют в исключительных случаях. Я в восхищении только от ЦОС ГОВД г. Красный Луч: вот уж действительно сотрудничество, вот уж действительно возможность писать интереснейшие, замечательные материалы (“Маньяк”, “Трое – в могиле, двое – за решеткой пожизненно”, “Берегитесь аферистов!”).
В данном случае мы вынуждены признаться в своем бессилии: вряд ли при такой постановке вопроса (связывайтесь с областным ЦОСом) наши читатели смогут узнать о подвиге белокуракинского милиционера, который, подставив себя под нож преступника, не стал применять оружие, потому что в доме находились маленькие дети, женщина...

Наталия МАКСИМЕЦ

Газета "21 век", №35 за 2004-й год

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

КАК БЕЛОКУРАКИНСКАЯ ШКОЛА №1 ОТПРАЗДНОВАЛА СВОЙ 80-летний ЮБИЛЕЙ

ЧУДОВИЙ СПОСІБ ВІД ЗОМБУВАННЯ

Ще одна білокуракинська зірка Андрій Божко читає реп. ОБЕРЕЖНО! 18+